Как мы делаем миссии

С самого начала мы поставили себе цель – дать игроку максимально реалистичное ощущение руководства войсками на полях битв Второй мировой. А это вряд ли возможно, если театр военных действий в игре мало соответствуют оригиналу.

О процессе создания уровней в Panzer Strategy: Blitzkrieg рассказывает Евгений Соболев, наш гейм-дизайнер:

Когда я приступил к работе над игрой, то обнаружил, что довольно мало знаю о Второй мировой. Набор ключевых военных событий и дат общеизвестен: захват Третьим Рейхом Польши, Норвегии, Франции и так далее. Но все ли знают, почему немецкое командование во время вторжения во Францию в 1940 году предприняло наступление танковыми соединениями через горно-лесистую местность Арденн или почему французские войска, не уступавшие немцам по численности, отступили с мощной оборонительной линии Мажино?

Для начала я раздобыл подробный атлас боевых действий Второй мировой войны. Ничего лучше для дизайна миссий исторической стратегии просто нельзя придумать.

Страница атласа
Атлас для создания уровней

И сейчас я расскажу о процессе создания игрового уровня на примере вторжения Вермахта во Францию.

Как известно, в апреле 1940 года войска Третьего Рейха предприняли наступление на территорию Франции через Голландию, Бельгию и Люксембург.

Армии Бельгии и Голландии значительно уступали Вермахту, но территории этих стран нельзя было назвать удобными для наступления: немцам преграждало путь множество каналов и укреплений, в том числе мощнейший артиллерийский форт того времени Эбен-Эмаэль. Я посчитал, что без всего этого картина германского наступления будет неполной. Поэтому северо-восток карты у нас займут часть Голландии (известная, как «Крепость Голландия»), Бельгия и Люксембург. Юго-восточная граница карты – Париж. После его падения вопрос поражения Франции в войне можно было считать решенным, так что особого смысла продлевать карту южнее и восточнее французской столицы я не вижу.

Теперь, когда границы театра военных действий определены, пришло время поработать над местностью. Для начала я накладываю на карту гексагональную сетку. Размер сетки может быть различным, в зависимости от того, насколько большую игровую карту мы хотим сделать. В данном случае, 30х37 гексов вполне играбельно: позволяет разместить все необходимое, но не перегружать игрока лишним количеством ходов.

Далее проведем разметку местности. Нужно определиться, к какому типу ландшафта принадлежит каждый гекс: город, равнина, лес, река, океан и так далее. При этом, основываясь на атласе, я с высокой точностью воспроизвожу форму морского побережья, рек, железнодорожных линий. Указываю местоположение основных городов. Конечно, сами города получаются значительно большими, чем в реальности, но в данном случае это продиктовано масштабом гексов. Положение населенных пунктов друг относительно друга остается таким же как и в действительности

Та же местность - в виде гексов
Поле боя в виде гексов

После этого я наношу на карту Арденны. Это единственная горная местность в данном уровне. К сожалению, на схеме боевых действий отсутствует описание рельефа, поэтому для относительно точного позиционирования Арденн мне приходится использовать физическую карту.

Итак, что же нас ждет непосредственно во Франции? Местность насыщена водными преградами: Рейн, затем Маас, Альберт-канал и Марна – и все это в сочетании с различными укреплениям. Откровенно говоря, я не завидую солдатам Вермахта, которые должны форсировать все эти преграды под огнем из бельгийских и голландских фортов. В довершении ко всему, за Маасом их ждут французские войска, развернутые на укрепленной «линии Мажино».

Кстати, о размещении укреплений и других военных объектов. Здесь я также стараюсь руководствоваться схемами и описаниями реально существовавших оборонительных линий. Например, линия Мажино, форт Эбен-Эмаэль и другие объекты находятся примерно там же, где находились в действительности (причем Эбен-Эмаэль располагает крупнокалиберной артиллерией).

И так же, как в реальности, в игре у немцев есть альтернативный путь для наступления – горный массив Арденны. Это крайне неудобная для перемещения танков местность, но именно через нее немецкие танковые части неожиданно для союзников обошли «Линию Мажино» с юга. Вы можете попытаться сделать то же самое.

При размещении войск мной учитываются реальное соотношение сил и состав воюющих армий. В данном случае, у немцев имеются сильные танковые войска, авиация и парашютисты. Последние особенно пригодятся вам в Бельгии и Голландии.

А что есть у союзников? Армии Голландии, Бельгии и Люксембурга немногочисленны и бедны бронетехникой, а вот у французской армии и танков, и авиации достаточно. Так что победить ее простым численным превосходством немцам вряд ли удастся.

На севере Франции я разместил британский экспедиционный корпус. Как только дела у союзников пойдут неважно, он начнет поспешное отступление в сторону Дюнкерка. В данной миссии гексы вокруг него я сделал недоступными для перемещения. Почему? Битва за Дюнкерк в игре выполнена отдельной миссией, и крайне нелогично, если игрок будет штурмовать его дважды.

Здесь вы, возможно, спросите: как британцы узнают, что следует отступать? В наших уровнях реализована система триггеров. К примеру, захват определенных игровых точек может повлечь самые разнообразные последствия: от выступления партизан в тылу врага до сдачи войск противника в плен. Во Франции фронт союзников при определенных условиях начнет рушиться. Как это произойдет? Сыграйте, и увидите все сами!

На мой взгляд, уровень, посвященный вторжению во Францию, получился исторически достоверным и довольно интересным в тактическом плане. Во время его прохождения у игрока есть выбор: следовать историческому ходу событий, или попытаться реализовать собственную стратегию.

В аналогичном стиле мы готовим и остальные миссии Panzer Strategy: Blitzkrieg. Да, при таком подходе левел-дизайн становится трудоемким занятием, но цель того стоит. Ведь мы стремимся дать нашим пользователям максимально яркий и запоминающийся игровой опыт. А эта цель стоит потраченных усилий!